Сагаалган-2011 в Москве PDF Печать E-mail
Автор: Р.С. Дылыкова, С.Б. Самбуева   
11.03.2011 07:53

Доброй традицией бурятского землячества в Москве стало празднование Нового года по лунному календарю – Сагаалган-2011 в Московском Международном Доме музыки. Концерт, посвящённый Сагаалгану-2011, был насыщенным: включал исполнителей разных жанров, начиная от народных традиционных, современных, заканчивая академическими, отличался огромной эмоциональной отдачей, как со стороны участников, так и со стороны слушателей концерта. При этом ярко прослеживалась идея “350 лет – вместе”.

С первых же бурятских народных песен в исполнении музыкального театра-студии «Урагшаа» Бурятской государственной филармонии» поразили красота и сила исполнения. Это дало мощный импульс всему концерту. А этот замечательный видеоряд, который сопровождал исполнение! Слушатели, затаив дыхание, внимали знакомым напевам, сосредоточенно смотрели, словно боясь упустить что-то знакомое, родное. Все это вкупе как-то: слушание, видение, переживание с артистами сюжетов и образов из повседневной жизни родного народа надолго остается в памяти, помогает вообразить и приблизить к человеку, вовлеченному в это таинство время, далекое тоонто, детские годы, песни бабушек и дедушек.

Хочется особо подчеркнуть акцентирование в представлении этого замечательного коллектива молодых исполнителей под руководством Саяна и Эржены Жамбаловых традиционной народной песенной культуры (которая была показана в единстве с движениями, ритмикой, мимикой и пр.) именно “диалектного” содержания, характерных особенностей территориального бытования такого синкретичного жанра как бурятская народная песня. Слушатели очень живо реагировали на эту “диалектность” и особенность, узнавая в песнях свои, дорогие сердцу и сознанию моменты. Так, «Адуушанай дуун» (“Песня табунщика”) казалось бы, авторская песня - композитор Ч. Павлов, автор слов М. Самбуев, написанная в 70-х годах ХХ в., но она так органично и свежо прозвучала, явившись чем-то надтерриториальным, универсальным, знаковым. Хочется искренне поблагодарить руководителей группы за кропотливую работу по отбору, а где-то, возможно, и сбору материалов, воссозданию ими традиционного звучания “обретения жизни” песни.

Несколько иное «прочтение» народной песни показали Н. Лхасаранова и Е. Золотарев. «Ёхор» в их исполнении легкий и светлый, и в то же время удивительно близкий, родной. А как захватывающе увлекательны вариации и импровизации на тему народной традиционной песни в плане инструментальной ее обработки, включающей ряд экспериментов по слиянию бурятской музыки и современных музыкальных стилей.

Огромное наслаждение и гордость за свой народ, который взрастил и взращивает талантливых певцов, вызвало выступление народной артистки СССР Галины Бадмажаповны Шойдагбаевой, человека, с именем которого символизируется бурятский народ, вокальное мастерство народа. Песня «Эжымни» С. Манжигеева в ее исполнении, настолько заворожила слушателей, что, казалось, слушатель дышит и размышляет вместе с певицей о тонкостях и ценностях материнства. Целиком и полностью неотделимо было и концертмейстерское сопровождение Д. Линховоин.

Были выступления и молодых исполнителей: Э. Санжиевой, Амархуу Б., А. Базарсадаевой, Д. Надцалова, Ч. Аюшеева, Е. Аюшеевой, С. Жамбаловой, хореографического ансамбля студентов московских Вузов фонда «Байкал», студентов ГИТИСа. Для кого-то это были первые, робкие «шаги на сцене», для кого-то своего рода творческий отчет. Номера народные, академические, из репертуара современной музыки, органично сочетаясь, легко сменяли друг друга, и каждый исполнитель нашел своего поклонника и чуткого слушателя.

Особую прелесть придали концерту победители детского конкурса «Таланты Бурятии», проведенного в рамках празднования Белого месяца в Москве. Дефиле «Мисс обаяние», «Мистер зрительских симпатий», «Мисс – золотые руки» и других «Мисс» и «Мистеров» завораживало, умиляло, вызывало гордость за будущее бурятского народа. Что касается самих детей, то они ощущали значительность происходящего, а самое главное - они получили богатый социальный опыт познания культуры своего народа.

Душевность и тепло, глубокая увлечённость, с которой исполнители делились со слушателями, создавали атмосферу живого и открытого разговора. Каждый зритель мог увидеть нечто близкое лично себе: музыку сердца и потребность преодоления расстояний, ощущение образа «ниточки», огонька, эстафеты или искры, которую бережно передают из рук в руки…